Водный путь через Россию

Янв132018

О том, что для государственных интересов Российской империи крайне необходим водный путь между Белым и Балтийским морями, говорил ещё Пётр I. Однако до реализации этих планов в XVIII веке дело так и не дошло. Если, конечно, не считать строительства трехкилометрового Вышневолоцкого канала между реками Цна и Тверца. По нему можно было попасть из бассейна Балтийского моря в бассейн Каспия.

Водный путь через Россию

Журнал: Секретные архивы №1, январь 2018 года
Рубрика: Глобальные проекты
Автор: Валерий Ерофеев

Из Белого моря на Волгу

Масштабные гидротехнические работы на севере Европейской части России развернулись только в начале XIX столетия, в результате чего были созданы Мариинская и Тихвинская водные системы (движение судов по ним открылось соответственно в 1810 и 1811 годах). Водная трасса начиналась на Волге у Рыбинска, далее шла по Шексне, по акватории множества больших и малых озёр, которые строители соединили каналами, и заканчивалась выходом в Неву по Ладоге. Общая длина этого пути превысила 1100 километров.
В 1825 году на территории современной Вологодской области началось сооружение водной трассы протяжённостью 127 километров, которая сейчас известна как Северо-Двинский канал. Эта система соединила между собой волжский приток Шексна и реку Сухону, впадающую в Белое море. Движение судов по каналу началось в мае 1829 года, и вскоре он получил имя Александра Вюртембергского — тогдашнего управляющего путями сообщения Российской империи. За последующие полтора столетия сооружение пережило несколько реконструкций, но вплоть до окончания строительства знаменитого Беломорско-Балтийского канала (1933 год) это был единственный водный маршрут, по которому из Ленинграда можно было попасть в Архангельск и другие порты Белого моря.
Известно, что во время прокладки Беломорканала подневольные участники этой стройки именовались «заключёнными каналоармейцами», или сокращённо «з/к». Ныне большинство специалистов по современному русскому языку считают, что именно так возникло жаргонное слово «зека», которое с того времени прочно вошло в лексикон советских людей.
Кардинальное обновление порядком обветшавшей Мариинской водной системы началось вскоре после окончания прокладки Беломорканала. По решению Совнаркома эту труднейшую работу возложили на плечи заключённых Главного управления лагерей гидротехнического строительства НКВД СССР (сокращённо ГУЛГТС), созданного в сентябре 1940 года. Начальником главка был назначен старший майор госбезопасности Яков Рапопорт.
Кроме обновления и расширения Волго-Балтийского и Северо-Двинского водных путей это ведомство занималось также строительством ещё десятков объектов. В их числе были Вытегорский, Череповецкий и Опокский гидроузлы на реке Сухоне, Маткожненская и Ондская ГЭС на Беломорско-Балтийском канале, а также расположенный по соседству с ними алюминиевый комбинат, который эти станции должны были обеспечивать электроэнергией.

Канал имени Москвы

Из числа довоенных «строек коммунизма», кроме Беломорканала, по сей день самым известным можно считать канал имени Москвы (до 1947 года он именовался «канал Москва-Волга»).
Ещё Пётр I предполагал соединить Москву-реку с Волгой, чтобы усилить роль первой столицы как торгово-промышленного центра. План сооружения этого канала пришёлся на последние годы царствования императора. Всего ему предложили три варианта трассы, ни один из которых в XVIII веке так и не был реализован. В дальнейшем к идее о постройке такого водного пути российские власти возвращались неоднократно. В 1844 году был даже построен участок канала между реками Истра и Сестра, но дальше этого дело не пошло.
Строительство канала Москва-Волга началось в конце 1932 года и продолжалось в общей сложности более четырёх лет. Движение судов по этой линии было открыто 15 июля 1937 года. Общая длина канала достигла 128 километров — от Иваньковского водохранилища близ города Дубны до московского района Тушино. Поскольку на склоне Клинско-Дмитровской гряды подъём воды по отношению к руслу Волги достигает 38 метров, на трассе канала соорудили 11 шлюзов.
Но в 1930-х годах нигде в советской печати не говорилось о том, что специально для строительства канала Москва-Волга в системе ГУЛАГа приказом от 14 сентября 1932 года был создан Дмитровский исправительно-трудовой лагерь, известный также как Дмитлаг, просуществовавший более пяти лет.
Его управление располагалось в городе Дмитрове Московской области, а отделения — по всему протяжению водного пути. И если в декабре 1932 года в отделениях лагеря насчитывалось лишь 10,4 тысячи человек, то в течение следующих лет сюда эшелонами везли заключённых со всей страны — от Ленинграда до Сибири. В итоге к январю 1935 года численность контингента Дмитлага достигла 192229 человек — абсолютный рекорд для советских мест заключения того времени. Но уже через два года численность лагерников здесь снизилась на 50 тысяч, а после окончания строительства канала осталось только 16 тысяч человек.
О числе умерших в Дмитлаге точных сведений нет до сих пор. По разным данным, эта цифра колеблется в пределах от 10 до 30 тысяч человек. Как здесь умирали заключённые, можно прочитать в недавно вышедшей книге Михаила Морукова «Правда ГУЛАГа из круга первого»: «Тысячи грязных измученных людей барахтались на дне котлована по пояс в грязи. А был уже октябрь, ноябрь, холода стояли страшные! И главное, что запомнилось: заключённые были истощены предельно и всегда голодны… Смотрим: то один, то другой зэк в грязь падает. Это они умирали от слабости: предел сил наступал. Мёртвых складывали на тележки-«грабарки» и увозили…» Кстати, после окончания строительства канала места захоронения заключённых никак не обозначались и были засекречены. Только недавно достоянием гласности стали факты о том, что в период наступления фашистских войск глубокой осенью 1941 года сооружения канала Москва-Волга были использованы для оборонительных целей. Вермахт планировал окружить нашу столицу с двух сторон (взять в клещи). Однако к северу от Москвы дальше трассы канала немцам пройти так и не удалось, потому что для преграждения им пути по приказу Сталина была спущена вода из прилегающих водохранилищ. Хотя ледяные потоки вместе с немецкими войсками затопили также и несколько окрестных деревень, на это тогда не обращали особого внимания. Главным было то, что в конце ноября 1941 года наступающие фашисты к северу от столицы захлебнулись в буквальном смысле этого слова.

Заключённые каналоармейцы

В январе 1941 года силами ГУЛГТС началось строительство четырёх гидроэлектростанций — Ковровской, Владимирской, Буйской и Костромской. В апреле в дополнение к ним также была заложена Велико-Окская ГЭС на реке Оке. Однако их возведение в итоге так и не было завершено в связи с начавшейся Великой Отечественной войной. В октябре 1941 года было упразднено и само ГУЛГТС, а начавшаяся вскоре блокада Ленинграда заставила правительство спешно вернуться к реконструкции Северо-Двинской водной системы, на трассе которой в это время резко увеличился объём грузоперевозок. Перед руководством ГУЛАГа была поставлена задача: до начала навигации 1942 года увеличить глубину всего водного пути до 120 сантиметров против существовавших тогда 90. Эта гигантская работа была выполнена в срок.
Правда, одно лишь углубление каналов не решило всех судоходных проблем. В 1943 году заключённых перебросили на земляные работы на плотине Знаменитая, расположенной на Сухоне, и тогда удалось поднять до 125 сантиметров уровень воды и в Кубенском озере, и во всём канале. Благодаря этому в навигацию 1943 года заметно возрос поток грузов, прибывающих по Ладожскому озеру в осаждённый фашистами Ленинград.
Гидростроительный главк под тем же названием ГУЛГТС был заново создан приказом МВД от 10 ноября 1947 года под руководством все того же Якова Рапопорта. На него теперь возлагалось не только продолжение реконструкции Волго-Балтийского и Северо-Двинского водных путей, но также создание Москворецкой водной системы, строительство Широковской ГЭС и Опокского гидроузла. Первоначально в новом составе управления были только Широковский ИТЛ и Череповецкий лагерь для военнопленных, но уже в феврале 1948 года в системе главка были также организованы Вытегорский, Курьяновский и Марковский лагеря. Общая численность контингента здесь выросла с 3,5 тысячи человек в начале 1948 года до 45,8 тысячи в декабре.
Приказом МВД от 20 февраля 1951 года в структуру ГУЛГТС «с целью ускорения строительства Волго-Балтийского водного пути» был добавлен также Шекснинский ИТЛ на 4,5 тысячи заключённых. Контингент лагеря вёл работы по расширению русла канала на участке от озера Белое до Рыбинского водохранилища. Лишь после смерти Сталина этот ИТЛ был ликвидирован.



ПОДЕЛИСЬ!