Дорогая «копейка»!

Янв102018

Поголовная автомобилизация всей страны в послевоенном СССР продвигалась со скрипом. Да, автозаводы в Москве, Запорожье и Горьком выпускали легковые автомобили, но их количество, поступавшее в свободную продажу, было незначительным. Спасти ситуацию должен был автомобиль совершенно нового типа. Им стала легендарная «копейка».

Дорогая «копейка»!

Журнал: Тайны СССР №1, январь 2018 года
Рубрика: Сделано в СССР
Автор: Антон Воронин

В 1960-х руководство страны решило построить завод, который выпускал бы легковые автомобили, как их сейчас бы назвали, «эконом-класса», но вполне современные по дизайну и техническим возможностям. В качестве прототипа «народного советского автомобиля» был выбран итальянский FIAT 124, производившийся на заводах Турина и признанный в 1967 году «автомобилем года».

«Русский итальянец»

Уже в июле 1966 года правительство приняло решение о строительстве нового автомобильного завода в городе Тольятти. Место было выбрано не случайно — город, называвшийся до 1964 года Ставрополем-на-Волге, получил новое имя в честь генерального секретаря компартии Италии Пальмиро Тольятти. Итальянские (по происхождению) автомобили будут выпускаться в городе, носящем имя главного итальянского коммуниста!
Вскоре в Москве глава концерна FIAT Джанни Аньелли подписал с министром автомобильной промышленности СССР Александром Тарасовым договор о строительстве в Тольятти автозавода с полным производственным циклом. 3 января 1967 года было объявлено, что это всесоюзная ударная комсомольская стройка. Тысячи молодых людей отравились в Тольятти.
19 апреля 1970 года с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». Своё название они получили по горам, расположенным на Волге. В народе же ВАЗ-2101 получил прозвище сначала «единичка», а потом «копейка».
Внешне новый автомобиль почти ничем не отличался от своего прототипа — FIAT 124. Но это только внешне. На самом деле отличия были, и весьма значительные. Дело в том, что после испытания «итальянца» в России его пришлось серьёзно доработать. Ведь дороги в солнечной Италии не похожи на отечественные «три ухаба на версту».
ВАЗ-2101 и все его последующие модификации были неплохо подготовлены к езде по советским дорогам. Двигатель получил более прогрессивное верхнее расположение распределительного вала в головке блока цилиндров. Было увеличено расстояние между цилиндрами, что позволяло наращивать их диаметр. Клиренс был увеличен на три сантиметра, а подвеску полностью переработали и усилили.
«Жигули» выпускались с задними барабанными тормозами — они были более долговечными и стойкими к загрязнению. По свидетельству разработчиков, колодки итальянских дисковых задних тормозов при эксплуатации по запыленным просёлочным дорогам истирались до металла за 500-600 километров.
Внешних же отличий было гораздо меньше — конструкторы лишь добавили левое боковое зеркало и изменили конструкцию дверных ручек. Всего в конструкцию FIAT 124 было внесено более 800 изменений, как итальянской, так и советской сторонами.

Приятные сюрпризы

28 октября 1970 года из Тольятти в Москву был отправлен первый эшелон с новенькими «Жигулями». А уже 16 июля 1971 года был выпущен 100-тысячный автомобиль ВАЗ. В том же году начался экспорт «Жигулей» в Болгарию, Чехословакию, Венгрию, Югославию и ГДР. Несколько позже «русские итальянцы» стали продаваться в ФРГ, Франции, Австрии, Швейцарии, Египте, Англии и Нигерии. Для экспортного варианта название «Жигули» было изменено на «Лада» (Lada).
22 декабря 1973 года завод был официально принят госкомиссией на отлично, после того как с конвейера завода сошёл миллионный автомобиль. Указом Президиума Верховного совета СССР ВАЗ был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Но находились и скептики, которые поначалу немного побаивались ВАЗ-2101 из-за недостаточного опыта в обслуживании и эксплуатации.
Бывалые автомобилисты качали головой и безапелляционно заявляли, что «Жигули» не для наших дорог, и «буржуйское авто» скоро сломается, не выдержав езды по русским ухабам. Но позже выяснилось, что машины из Тольятти могут нормально кататься именно по нашим дорогам. Удивление наших водителей вызывали и невиданные доселе услуги от фирмы-производителя — появились гарантия и сервис!
Достоинствами «Жигулей» были малый объём работ по обслуживанию, плавность хода, хорошая динамика и управляемость. Салон был комфортным, обогреватель салона работал отлично. Ещё водителей радовало то, что в СССР научились делать арматуру и качественный крепёж, который после покупки не нужно было подтягивать. Качество сборки в начале производства «копеек» было на высоте. Правда, в последующие годы оно заметно ухудшилось, но не только на ВАЗе, но и во всей автомобильной отрасли в целом.

Для дачи и для ралли

Выпуск «копеек» завершился в 1982 году. Всего было изготовлено около трёх миллионов автомобилей. По общим оценкам автомобилистов и экспертов ВАЗ-2101 стал настоящим прорывом в советском автопроме. Даже молодые водители, только что получившие права, могли пользоваться им практически без ограничений. Благодаря «копейке» советские автомобилисты поняли, что даже в малолитражном автомобиле можно чувствовать себя комфортно, не мёрзнуть зимой и разговаривать в салоне не повышая голоса.
Поскольку в Стране Советов практиковалось использование отходов, чтобы ничего не пропадало зря, бракованные «копейки» стали отправлять в переработку. Заводы переделывали их в небольшие пикапы, которые использовались на территории производства. При этом полностью срезалась вся задняя часть крыши, так что она заканчивалась сразу после передних сидений. Устанавливалась задняя стенка, которая создавала компактную кабину. Задние двери автомобиля заваривали, чтобы увеличить грузоподъёмность пикапа. Переделанное авто могла перевозить грузы весом до 300 килограммов. Такую «самопальную» модификацию не пускали в производство, но некоторые автолюбители самостоятельно переделывали свои машины именно таким способом.
Позднее классическая «копейка» была модифицирована в удлинённую модель. Она активно использовалась на Кубе в качестве такси. Исходя из плачевного состояния кубинских дорог, «Жигули», адаптированные к отечественным просёлкам, вполне нормально справлялись с поставленными задачами.
Поучаствовали «Жигули» и в спортивных соревнованиях. Оказалось, что их мотор отлично поддаётся форсированию. Дебют ВАЗ-2101 на спортивной арене состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли. Затем — чемпионат СССР по кольцевым гонкам, где машины из Тольятти были даже выведены в отдельный класс «Жигули».
Осенью того же года три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы — 71». Маршрут этого ралли проложен по территории 14 стран Западной и Восточной Европы (включая и территорию СССР), а общая протяжённость дистанции достигала 14тысяч километров.
По итогам тура команда «ВАЗ-Автоэкспорт» завоевала серебряный кубок в командном зачёте, а экипажи Гирдаускас — Мадревиц и Лукьянов — Карамышев к тому же удостоились наград в личном зачёте. Закономерность этого факта была блестяще подтверждена впоследствии и на «Туре Европы — 73», где командам, выступающим на ВАЗ-2101, достались золотой и серебряный кубки сразу.
На ВАЗ-2101 в своё время успели поездить многие из сегодняшних знаменитостей. Например, певица Ирина Аллегрова или актёр Дмитрий Певцов. А популярный шоумен Леонид Ярмольник как-то вспоминал, что в 1977 году столкнулся на своей «копейке» с грузовиком. Машина совершила три оборота и была разбита буквально всмятку. При этом сам артист, как ни удивительно, остался практически невредим, отделавшись царапинами на щеке от разбитого стекла.

Советский «иностранец»

В 70-х годах прошлого века «Жигули» были самым комфортабельным и надёжным из советских автомобилей. Иметь «Жигули» считалось престижно, это говорило о достатке в семье владельца. Для большей части мужского населения «копейка» была мечтой. Иностранное происхождение ещё больше привлекало покупателей.



ПОДЕЛИСЬ!