«Оскар» для советской Золушки

Янв102018

За первый же год вышедший в конце 1979-го на экраны фильм «Москва слезам не верит» посмотрели 90 миллионов человек. Советский блокбастер был удостоен главной американской награды — «Оскара». А ведь многие актёры отказывались сниматься в «этой дешёвой мелодраме».

«Оскар» для советской Золушки

1, январь 2018 года
Рубрика: Легенды советского кино
Автор: Ирина Ерофеева

Весьма посредственную пьесу «Дважды солгавшая» Валентина Чёрных никогда бы не экранизировали, если бы не будильник! Тот самый, который главная героиня заводит в конце первой серии, чтобы мгновенно переместиться в будущее. Именно идея сна Катерины длиною в 20 лет привлекла Владимира Меньшова, малоизвестного на тот момент начинающего режиссёра.

Методом проб и ошибок

Пьеса была скроена по шаблонам того времени, где «он её любит, она его любит, а завод перевыполняет план». Но из этой промышленно-производственной истории Меньшов сумел создать шедевр, который стал классикой советского кино.
Актёрский состав подбирали долго и мучительно. Роль главной героини предлагали Маргарите Тереховой, Ирине Купченко, Валентине Теличкиной. От Маргариты Тереховой Владимир Меньшов получил категорический отказ. Она сочла, что режиссёр слишком молод и неопытен, а сценарий — просто мыльная опера. Ирина Купченко тоже в пух и прах раскритиковала сценарий. Валентина Теличкина оказалась неубедительной в роли молодой провинциалки.
Больше всех претенденток режиссёру нравилась актриса Театра на Таганке Наталья Сайко. Она прошла пробы без замечаний. Но выявился один минус, который перевесил все плюсы. Сайко плохо смотрелась в кадре с Баталовым. Алексея Владимировича Меньшов заменять не хотел.
В конце концов Владимир Валентинович решил провести пробы с собственной женой — Верой Алентовой. И сразу понял, что лишь терял время, пробуя других актрис. Алентова оказалась убедительнее всех. Правда, как позже признавался режиссёр, Вера, прочитав сценарий, сказала: «Ну и мура».
Благодаря этой роли, в 1980 году актриса получила приз «Сан-Мишель» за лучшее исполнение женской роли на международном кинофестивале в Брюсселе. В 1981 году она была признана лучшей актрисой года согласно опросу читателей журнала «Советский экран» и стала лауреатом Государственной премии СССР.
На роль Людмилы Свиридовой руководство «Мосфильма» рекомендовало Анастасию Вертинскую, Жанну Болотову, Валентину Титову. «Неинтересно!» — в один голос заявляли актрисы, прочитав сценарий. И лишь Ирина Муравьёва тут же дала согласие. Правда, после выхода на экран фильма жалела: «Моя героиня совсем не понравилась мне. Грубая, неотесанная и даже местами пошлая. Все, что я ненавидела в людях, вылезло на экран».
Скромницу Тосю могли сыграть Галина Польских, Людмила Зайцева, Наталья Андрейченко и Нина Русланова. Однако все они в роли деревенской простушки смотрелись неорганично. Галина Польских даже обиделась на Меньшова, что он предложил ей такую роль. Зато Раиса Рязанова просто была создана для этой роли. Стать Тосей хотела и Нина Русланова, которая долго дулась на режиссёра за то, что он при пробах обошёл её вниманием.
Исполнительница роли Александры, дочери главной героини, накануне съёмок чуть не сорвалась. 20-летней красавице-блондинке Наталье Вавиловой сниматься категорически запретили родители. Уладить вопрос предложил Алексей Баталов. Он с Меньшовым явился домой к родителям Натальи. Отказать всенародно любимому артисту они не смогли.

Мужчина без недостатков

Кстати, сам Баталов тоже попал в картину не сразу. Сначала Меньшов хотел видеть в своей картине либо Виталия Соломина, либо Вячеслава Тихонова. Но те отказались. Поскольку время поджимало, Меньшов решил сыграть Гошу сам. Тут на дыбы встал худсовет.
Однажды Меньшов сидел и смотрел фильм «Дорогой мой человек», в котором Баталов играл врача. И вдруг закричал: «Вера, Вера, смотри, я нашёл Гошу!» Но и тут все прошло не слишком гладко. Ознакомившись со сценарием, Баталов от роли отказался. Однако через пару дней перезвонил режиссёру и сказал: «Знаете, я перечитал ещё раз сценарий и хочу попробовать!». Его утвердили без проб, несмотря на то, что он был на 11 лет старше своего героя.
Красавца Родиона Рачкова мог сыграть Олег Видов. Но актёру тогда было не до этого. Евгений Жариков, Владимир Ивашов, Лев Прыгунов, как и многие, только посмеялись над сценарием. Шансы получить роль были у Анатолия Васильева, но начальство определило, что актёр своим видом недотягивает до ловеласа. Рачкова все же сыграл Васильев, но только Юрий.
Александра Фатюшина на роль хоккеиста Турина утвердили сразу. Их дуэт с Ириной Муравьевой смотрелся прекрасно. Правда, Фатюшин потом жалел, что многое не вошло в окончательный вариант картины. Например, планировалась сцена, когда три героини сидят на завалинке, поют. И тут появляется Турин: галстук набок, рубашка навыворот, с ним какой-то ханыга. Гурин должен был препираться с Муравьевой из-за трояка, а ханыга кричать на неё: «Ты как с ним разговариваешь? Это Гурин, я на его матчах вырос как личность!» Но руководители Госкино сказали: «Нет, завязал — значит, завязал. Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься».

«История про меня»

Фильм всё-таки попал под «цензурный нож». Так была сокращена встреча Тихомировой с героем Табакова. Их постельную сцену сочли слишком откровенной.
А когда Николай находит Гошу дома, в сильном подпитии, то на вопрос «Что происходит в мире?» тот сначала отвечал: «Стабильности нет. Террористы опять захватили самолёт компании «Эйр Франс». Во избежание международных проблем название авиакомпании вырезали.
Когда фильм вышел на экран, критики в один голос назвали его дешёвой мелодрамой, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. А вот зрители приняли фильм с восторгом.
«Мы получали очень много писем, — вспоминала Вера Алентова. — И почти в каждом были слова:»Эта история про меня». «История про меня» оказалась и в Канаде, и в Париже, и в Анголе, и в Гвинее. Это было так удивительно. Оказалось, что такая же судьба ожидает любую девушку, попавшую в столицу абсолютно любой страны земного шара».
В одном из писем мать-одиночка признавалась, что, оставшись без крыши над головой, с ребёнком на руках, совсем уже отчаялась и даже собиралась наложить на себя руки. Но, посмотрев фильм, смогла побороться с судьбой и победить.
Директор «Мосфильма» Николай Сизов боялся негативной реакции члена политбюро и первого секретаря Московского горкома КПСС Виктора Гришина. «Посмотрит он на даче твой фильм и снова скажет, что на экране — непристойности», — говорил он Меньшову.
После того как картину отправили на домашний просмотр «высоким судьям», режиссёр осторожно поинтересовался, нет ли замечаний у Гришина. Сизов ликующе ответил: «Что нам Гришин, когда в восторге сам Брежнев!».
Вскоре Владимир Меньшов получил приглашение от Американской киноакадемии на церемонию вручения «Оскара». Но за главной кинонаградой поехали чиновники. Когда статуэтку получил атташе по культуре из советского посольства, американские газеты написали: «Оскар» — у КГБ». В 1989 году «оскароносец без «Оскара» забрал свою награду из Госкино, опасаясь, что под шумок её приватизируют другие…

Заграничная слава

«Москва слезам не верит» показывалась в более чем 100 странах. Ей дали приз американские продюсеры: приобретя фильм за 50 тысяч долларов, они заработали за год 2,5 миллиона! А президент Рональд Рейган дважды посмотрел фильм перед встречей с Горбачёвым в 1985 году — для постижения загадочной русской души.



ПОДЕЛИСЬ!