Обречённые на разлуку.

Янв102018

Со стороны казалось, что об этот союз, словно о скалу, разбиваются любые стереотипы. Это на «гнилом Западе» в актёрских семьях царит конкуренция. А у нас, в СССР, можно было быть красивыми, знаменитыми и сохранять в своём сердце настоящую любовь! Ирина Алфёрова и Александр Абдулов, как могли, поддерживали этот миф. Их хватило на 17 лет. Много это или мало?

Обречённые на разлуку

Журнал: Тайны СССР №1, январь 2018 года
Рубрика: История любви
Автор: Татьяна Сухотерина

Их свёл вместе театр Ленинского комсомола. В 1976 году молодая актриса Ирина Алфёрова получила предложение работать там и искала главного режиссёра. Заглянула в зал — шла репетиция. На сцене стоял худой угловатый парень с каштановой шевелюрой и что-то говорил, размахивая руками. По тому, какой оценивающий взгляд бросил актёр на новенькую, Ирина сразу же поняла: это местный ловелас. «Вот уж с кем точно у нас ничего бы не вышло!» — пронеслась в её голове мысль. «Какая красотка! Будет моей женой!» — подумал Александр Абдулов. Он влюбился с первого взгляда — так сильно, как это умеют делать только мужчины, не знающие отказа от прекрасного пола.

Смелое предложение

Работа в «Ленкоме» стала хрупкой соломинкой, которая позволила утопающей в грустных мыслях и абсолютном безденежье Ирине Алфёровой остаться и в столице, и в профессии. Её красивые грустные глаза таили пережитую драму — тяжёлый развод. Она ютилась в грязной комнате в коммуналке с полуторагодовалой дочкой на руках, которую потом всё-таки пришлось отправить к маме в Новосибирск.
Всё это не смущало влюблённого Абдулова. Но что он мог ей предложить?… Он сам был провинциальным выскочкой, на два года её младше, жил в общаге, зарабатывал копейки. А Ирина наверняка привыкла к красивой жизни во время брака с богатым мужем, да и в большом кино она уже отметилась — после «Хождения по мукам» её узнавали на улицах. На его же долю приходились пока только эпизоды в кино. И всё же Александр решился на ухаживания.
Во-первых, не в его натуре было отступать. Во-вторых, где-то в глубине души он чувстовал: не завоюешь сейчас — упустишь навсегда! Ирина приняла ухаживания местного донжуана скорее из желания отвлечься от быта и переживаний, чем потому что поверила в серьёзность его намерений. Да и что говорить — не уступить такому красавцу могла только женщина с каменным сердцем. А Ирина к таковым не относилась — молодая, трепетная, романтичная, всё ещё не потерявшая надежду и веру в любовь.
Полгода длился их осторожный роман. И каждый боялся поверить в своё счастье. Наконец на гастролях в Ереване Александр решился и сделал любимой предложение. Ирина скрыла свой страх за кокетством: «Пронесёшь на руках через парк — отвечу…» Он подхватил её, как пушинку, и кружил, кружил. Прохожие шарахались от двух безумцев. Кто-то останавливался и аплодировал. Другие недовольно ворчали. А им было так хорошо вместе!
Ирина ответила согласием, и по возвращении в Москву они сыграли очень скромную свадьбу. Жить молодожёнам пришлось в общежитии, однако они смогли забрать к себе Ксюшу — Абдулов отнёсся к девочке как к родной. Всю свою жизнь Ксения Алфёрова называла своим отцом именно Александра Абдулова. Во многом благодаря ему, а не матери, она выбрала театральную стезю и стала знаменитой актрисой. Абдулова в интервью Ксения Алфёрова всегда называла главным своим духовным наставником. И никогда отчимом — только папой. Такому отцу завидовали все её одноклассницы и их матери.

В поисках покоя

Удивительно, но их союз принёс молодым не только семейное счастье, но и взлёт в карьере. Ирина сыграла свою самую знаменитую роль — Констанции Бонасье в фильме «Д'Артаньян и три мушкетёра». Александр получил всесоюзную известность после выхода на экраны «Обыкновенного чуда». Вместе они сыграли супругов в мелодраме «С любимыми не расставайтесь».
Идея пригласить звёздных супругов играть семейную пару пришла в голову режиссёру Павлу Арсенову. Фильм не только произвёл фурор среди зрителей, но и породил массу обсуждений личной жизни актёров. Все были на сто процентов уверены, что сценарий фильма списан с них, Алфёровой и Абдулова. Она ведёт себя вольно, хочет свободы. Он ревнует жену, подозревает в измене. Они любят друг друга, но всё равно разводятся. Главная героиня попадает в больницу, бывший муж приходит её навестить. И тут она понимает, что все ещё любит его, по-настоящему, очень сильно.
Финальный крик своей героини Ирина в интервью комментирует как печальный для неё исход — умственное помешательство. Очень тонкая драма, где любое «переиграть» или «недоиграть» равносильно катастрофе, удалась обоим актёрам на славу. Они стали любимцами публики, кумирами миллионов советских граждан. Люди на улицах спорили, кто красивее — он или она. Обсуждали, как в новом выпуске семейной телепередачи «Будильник», которую супруги вели вместе с дочерью Ксюшей, Александр посмотрел на Ирину. Кто-то видел в этом взгляде безумную любовь, другие уверяли, что они скоро расстанутся. Внимание, к личной жизни актёров было бешеным.
Ирина Алфёрова и Александр Абдулов были объявлены самой красивой парой сначала «Ленкома», потом столицы, а затем и всего Советского — Союза. Их портреты печатали на маленьких и больших календарях, открытках, на обложках журналов. Все женщины хотели такую причёску, как у Алфёровой, а все мужчины ходили в водолазках и кожаных куртках, как Абдулов. Они уже заработали на свою первую квартиру, могли позволить себе многое — не то, что раньше. Но всё сложнее и сложнее было оберегать от назойливых взглядов своё тихое семейное счастье.
Алфёрова получала мешки писем с признаниями в любви от мужчин со всех уголков СССР, а под окнами их дома дежурили влюблённые в Абдулова поклонницы. Однажды Александр возвращался поздно вечером после спектакля. Вошёл в подъезд, поднялся на свой этаж и стал открывать ключами дверь, как краем глаза вдруг заметил отделившуюся от стены тень. Интуиция не подвела — Александр вовремя отскочил в сторону. И тут же в дверь вонзился топор, принадлежавший обезумевшему от безответной любви поклоннику прекрасной Ирины Алфёровой.
После этого случая пара стала вдвойне — осторожнее. Они научились держать баланс: вроде бы и выставляли свою семейную жизнь напоказ, но продолжали охранять свои сокровенные чувства от любопытных, не позволяя никому вмешиваться в личное. Ирина помогла Александру пережить трудный период после потери отца, а потом брата. Боль утраты немного стихла только в объятиях любимой и понимающей жены. Сам Александр всегда поддерживал Ирину во всех начинаниях.
Однако вскоре что-то пошло не так. На Ирину Алферову повесили обидный и незаслуженный ярлык: «красивая, но бездарная». Ролей в кино не предлагали, да и в театре работы становилось всё меньше. Александр Абдулов, наоборот, пользовался всё большим вниманием и у режиссёров, и у публики. Он был вознесён на пьедестал — считался самым красивым, мужественным, достойным мужчиной, мечтой прекрасного пола. Женщины просто сходили по нему с ума. А он… не мог им отказать.
Ирина знала об изменах мужа. Сначала плакала в подушку, потом пыталась даже оправдать его в глазах подруг и коллег, наконец, смирилась. Было жаль прожитых вместе лет, да и разводиться громко — на всю страну! — было стыдно и боязно. Но чем больше проходило времени, тем очевиднее становилось, что супруги слишком разные. Она хотела тихой семейной жизни и все ждала, что Александр нагуляется и образумится. Но он был как оголённый нерв, как вспышка — энергия в чистом виде. Творчества было недостаточно, и он черпал эмоции где только мог — нырял с аквалангом, прыгал с парашютом, участвовал в скачках, играл в казино… Спокойствие, о котором мечтала Ирина, было для него подобно смерти. Дело шло к расставанию.

Болезненный развод

История умалчивает о том, кто был инициатором развода. Однако близкие к актёрской семье люди считают, что толчком к расставанию послужила опубликованная книга одной из любовниц Абдулова, в которой желающая прославиться журналистка вытряхивала все грязное бельё. В том числе писала и о романе с актёром. В их квартиру и раньше звонили женщины — Ирина подолгу выслушивала плач в телефонной трубке и признания якобы любовниц Александра. Но это было всё больше похоже на сумасшествие поклонниц. Перенести же публичный позор для Ирины оказалось невозможно. Вся скрывавшаяся долгие годы боль прорвалась вдруг наружу.
«Понимаете, Саша — он нужен всем! Всем женщинам! Он для всех…» — оправдывалась в интервью Ирина. На вопрос, закончилась ли с браком любовь, актриса всегда отвечала уклончиво. Однако, возможно, желая чисто по-женски отомстить супругу, Алфёрова согласилась сниматься в откровенном клипе певца Александра Серова. Тут же поползли сплетни об их романе: уж слишком страстно на видео актриса смотрит на певца. Дескать, сыграть такое невозможно. И Абдулов не выдержал. Перечеркнув целых 17 лет совместной жизни, Александр ушёл из семьи. При этом как настоящий мужчина он оставил квартиру и все имущество Ирине и Ксении. Сам же поселился на койке в театральной гримёрке.
Через некоторое время на заработанные гонорары он купил роскошную квартиру в центре столицы, которую вместе с автомобилем позже оставил одной из своих гражданских жён. Александр и Ирина развелись интеллигентно: без скандалов и битья посуды, без взаимных упрёков в прессе. Им даже удалось остаться хорошими друзьями. Алфёрова быстро вышла замуж за коллегу — актёра Сергея Мартынова. В этом браке она обрела долгожданное женское счастье. Кроме дочери Ксении Ирина воспитала троих приёмных детей: двоих детей мужа и племянника после гибели своей сестры.
После развода Александр постарался с головой уйти в работу. Но и про женщин не забывал. В своих многочисленных романах он искал такую, как Ира, — красивую, утонченную, заботливую и все понимающую. Но не находил… Он стал выпивать — все чаще и больше. От алкоголизма и опускания на дно его спасла новая любовь — женщина, которая была на 22 года его младше. Она родила ему его единственного ребёнка — дочь Евгению. Казалось, Абдулов и Алфёрова нашли своё счастье в браке. Только на этот раз оба в разных. Но они не переставали общаться и поддерживать друг друга в трудную минуту. Если один из бывших супругов получал предложение сниматься, то тут же старался выбить хоть какую-то работу и для второго. Фактически они продолжали оставаться родными людьми, пусть и без штампа в паспорте.
Страшный диагноз — рак лёгких у Александра Абдулова — прозвучал как гром среди ясного неба. Болезнь запущена, шансов на спасение нет. Нервничали все, кроме самого актёра. Он знал, что уходит, и старался развеселить окружающих, как будто это была всего лишь простуда. 3 января 2008 года его не стало.
После похорон бывшего мужа Ирина поехала в театр, где должна была играть комедийный спектакль. Такова участь актёра — подвести зрителя нельзя. Приходилось улыбаться, а хотелось плакать. Она поверить не могла, что Александра, человека, которого она любила всю свою жизнь и будет любить вечно, больше нет. На девятый день после его ухода Ирина пришла к могиле, усыпанной цветами. Она положила свой букет и тихо прошептала: «Прощай, мой любимый!».

Капкан для двоих

Через 13 лет после развода Алфёровой и Абдулову предложили сыграть любовников в фильме «Капкан». Режиссёру хотелось «поднять градус», возродить воспоминания о красивой советской паре, которых называли «боги 70-х». Он опасался отказа. Но и Александр, и Ирина радостно согласились на эту авантюру. А в постельной сцене смотрелись так органично, что съёмочной группе хотелось потихонечку выйти. Однако в жизни воссоединение пары не состоялось.



ПОДЕЛИСЬ!