«Луноходом» управлял смертник?.

Янв102018

В течение 1960-х годов СССР и США вели ожесточённую борьбу за первенство в освоении космоса. СССР запустил первый космический корабль с человеком на борту. Но затем упустил лидерство и итогом «космической гонки» стала высадка американских астронавтов на Луну. Советская лунная программа за конкурентами угнаться не смогла. При этом многие подробности противостояния были засекречены, что породило слухи о существовании отряда космонавтов-смертников.

«Луноходом» управлял смертник?

Журнал: Тайны СССР №1, январь 2018 года
Рубрика: Сверхдержава
Автор: Антон Кадман

Вся известная история трагической гибели Гагарина и Серёгина является грандиозной мистификацией.

В начале 1990-х годов в открытом доступе стало появляться множество ранее засекреченных документов, связанных с советской космической программой. И оказалось, что официальная история космонавтики значительно отличается от реальной. В частности, были сокрыты факты взрывов ракет на старте, потери межпланетных аппаратов и даже гибели ракетчиков на Байконуре.

Страшная тайна

Наряду с документами появилось множество слухов, которые никто не опровергал. Например, большой популярностью пользовались истории о том, что в советской космической программе использовались смертники — люди, полетевшие в космос без возможности вернуться назад.
Первые слухи о космонавтах-смертниках начали циркулировать ещё до полёта Юрия Гагарина. Советские специалисты запускали десятки геофизических ракет с полигона Капустин Яр и пытались отправить в полёт межпланетные аппараты с полигона Тю-ра-Там (будущий космодром Байконур), но далеко не всегда эти запуски проходили успешно. Западные журналисты узнавали о советских провалах через источники в разведывательном сообществе. Поскольку подробностей было мало, то в ход шли домыслы.
Новый повод для появления жутковатых баек дали испытания корабля «Союз», который, как мы сегодня знаем, был элементом советской лунной программы. 24 апреля 1967 года при возвращении на Землю разбился спускаемый аппарат корабля «Союз-1». Находившийся в нём лётчик-космонавт Владимир Комаров погиб. Весь мир оплакивал отважного героя. Но специалисты знали, что в тот день удалось предотвратить более страшную трагедию: согласно плану, к «Союзу-1» должен был отправиться «Союз-2» с тремя космонавтами на борту. Вполне вероятно, они тоже погибли бы.
По этому поводу произошла «утечка» информации, которую истолковали превратно. Широкое хождение получила версия, согласно которой Комаров в составе большого экипажа собирался отправиться к Луне, причём командиром этой экспедиции был назначен сам Гагарин!

Особая миссия Гагарина

Первый космонавт планеты Юрий Гагарин действительно был дублёром Комарова в том злополучном рейсе на орбиту и вправду принимал участие в лунной программе. Поэтому, когда он разбился во время тренировки на учебном истребителе, его смерть связали с попытками советских специалистов опередить американских конкурентов на пути к Луне.
Повод для пересудов дал запуск 2 марта 1968 года прототипа лунного корабля, получившего в открытой печати название «Зонд-4». Программа его полёта предусматривала выход на орбиту с высоким апогеем, имитирующим облёт Луны, и приземление спускаемого аппарата. При этом «Зондом-4» управляла группа космонавтов во главе с Гагариным из Центра дальней космической связи в Евпатории. Однако ракета-носитель «Протон-К» не смогла вывести аппарат на расчётную траекторию. При возвращении он сгорел в атмосфере. О неудаче, как обычно, не сообщили: агентство ТАСС заявило, что все прошло нормально.
Через три недели, 27 марта, разбился Гагарин. Молва тут же увязала одно событие с другим: дескать, Гагарин и его лётчик-инструктор Владимир Серёгин находились на «Зонде-4», но при полёте к Луне что-то пошло не так. В результате они погибли, как и Комаров, при возвращении на Землю, а советское руководство решило скрыть факт их смерти в космосе, чтобы избежать обвинений в пренебрежительном отношении к жизням героев.
Сторонники версии гибели Гагарина и его напарника в аварии «Зонда-4» полагают, что три недели были искусно «заполнены» сотрудниками спецслужб, готовившими имитацию авиакатастрофы. Иначе говоря, вся известная история трагической гибели Гагарина и Серёгина является грандиозной мистификацией.
В качестве аргумента сторонники приводят известный факт. Когда 24 октября 1960 года маршал Митрофан Неделин погиб в числе других офицеров на полигоне Тюра-Там в результате взрыва ракеты Р-16, советские власти сумели убедить общественность в том, что он тоже… разбился в авиакатастрофе. И ещё вопрос: почему Серёгин был похоронен в кремлёвской стене, если он был обычным лётчиком?

Секретное кладбище

По ходу запусков новых лунных кораблей серии «Зонд» разрасталось и количество леденящих душу историй. Например, полёт «Зонда-6», запущенного 10 ноября 1968 года, сопровождался сообщениями в западной прессе о том, что на его борту находится лётчик-космонавт Павел Попович. Сенсационное заявление стало возможным из-за того, что «Зонд-6» использовался как ретранслятор при проверке работоспособности космической связи. В действительности Попович работал в Евпаторийском центре и вёл переговоры с ЦУПом под Москвой. Его голос перехватили американские операторы НАСА, которые сделали поспешный вывод о новом «достижении» СССР.
Запуск 23 сентября 1969 года лунного аппарата серии Е-8-5, который должен был доставить грунт с Луны, но из-за отказа разгонного блока остался на околоземной орбите под безликим обозначением «Космос-300», тоже интерпретировали как безуспешную попытку отправить космонавтов на Луну. Называлось даже имя одного из них — Андрей Микоян. Версия о том, что «Космос-300» был пилотируемым, оказалась столь популярна на Западе, что даже использовалась в американском телесериале «Мыс», рассказывающем о работе космодрома на мысе Канаверал.
Если подсчитать число советских космонавтов, которые, если верить слухам, погибли к концу 1969 года при аварийных стартах и неудачных полётах, то получится два десятка человек. Недаром в те годы по Советскому Союзу ходила легенда о существовании на Байконуре специального кладбища.
Запуск любого космического аппарата требует согласованных усилий огромного количества людей. Мельчайшая ошибка может стоить жизни космонавту где хоронили исключительно засекреченных смертников. Кладбище на космодроме действительно есть, как и поблизости от любого населённого пункта. Но ни один космонавт на нём не похоронен. Там лежат те, кто жил и работал на космодроме. Правда, есть братские могилы офицеров-испытателей, погибших при катастрофах ракет 24 октября 1960 года и 24 октября 1963 года. Вероятно, они-то и стали источником появления легенды о секретном кладбище.

Космические водители

Множество легенд связано с «Луноходом-1» — мобильным телеуправляемым аппаратом, отправившимся в космос в ноябре 1970 года. Наиболее популярная версия гласит, что внутри «Лунохода» находился карлик, который и управлял этой машиной. Он якобы застрелился, когда стало ясно, что возвратить его на Землю не получится.
Много шума наделало заявление «сотрудника госбезопасности» Вадима Петрова весной 1990 года. Он утверждал, что ещё в конце 1950-х годов руководством КГБ был создан секретный отряд «космонавтов-испытателей», которых запускали в космос внутри специальных «пилотных модулей» для поддержки миссий межпланетных аппаратов. Когда туда отправился «Луноход-1», двое «космонавтов-испытателей» полетели вместе с ним, после посадки на Луну исправили повреждения шасси, отладили настройку солнечных батарей, обеспечили наводку телекамер и умерли из-за недостатка кислорода.
Скорее всего, кривотолки спровоцировала телевизионная передача, впервые рассказавшая о водителях «Луноходов». Хотя в ней специально оговаривалось, что экипаж находится на Земле и управляет космическими роботами с помощью дистанционных систем, кто-то интерпретировал информацию по-своему, и в обществе пошёл гулять миф о «смертниках» на Луне. Больше того, когда подробности о подготовке экипажей «Луноходов» были рассекречены, стало известно, что отбор кандидатов туда был столь же жёстким, как и в отряд космонавтов. Это, конечно, наводило на определённые выводы.



ПОДЕЛИСЬ!