Нетленный лама.

Янв102018

В июне 1955 года на бурятское село Зун-Оронгой обрушилась буря. Крыши домов были сорваны, деревья повалены, погиб скот. Когда стихия успокоилась, жители села увидели буддийских монахов, спешащих в сторону урочища Хухэ-Зурхэн. Через несколько часов монахи вырыли яму и достали из земли ящик, внутри которого находился человек. Так произошло обретение нетленного тела ламы Даши-Доржо Итигэлова.

Нетленный лама

Журнал: Тайны СССР №1, январь 2018 года
Рубрика: Мистика СССР
Автор: Прохор Ежов

У бурят есть традиция: после смерти родителей их детей берут на воспитание родственники. Но у пастушка Даши-Доржо никого не было. Так что он рос один, за еду пас чужих овец. Когда ребёнок заявил, что станет хамбо-ламой (главой российских буддистов), над ним лишь посмеялись. Через несколько дней Даши-Доржо появился верхом на быке, держа в руке кол с человеческим черепом. Узнав об этом, местный лама предсказал, что у ребёнка и правда особое предназначение в жизни.

Из пастушка в мудрецы

Из села Даши-Доржо Итигэлов исчез, когда ему было 15 лет. Подросток ушёл в Анинский дацан, находившийся за 300 километров, где стал постигать учение Будды. Почти сразу юный монах привлёк внимание настоятеля монастыря Хойто Ламхая. Следуя традиции поощрения талантливых учеников, он назначил Итигэлову стипендию.
Так как Итигэлов принадлежал к казачьему сословию, то был обязан служить или заплатить в казну отступные. Настоятель Анинского дацана призвал жителей села Ойбонт внести за него плату. Деньги буряты платили 15 лет.
23 года Итигэлов учился, осваивая тибетский язык, логику, санскрит и буддийские тексты. Затем продолжил учёбу в Цугольском и Тамчинском дацанах, где обрёл знания по тибетской медицине.
Итигэлов получил наставление служить в Янгажинском дацане и там же преподавать буддийскую философию (чойра). Вскоре Даши-Доржо стал гэсхы-ламой соборного храма, а через шесть лет — настоятелем Янгажинского дацана.
Весной 1910 года глава буддистов Восточной Сибири XI Пандито хам-бо-лама Иролтуев собрался уйти на покой. Он предложил весьма уважаемому к тому моменту среди буддистов Итигэлову выставить кандидатуру на этот пост. Не сразу, но Итигэлов согласился участвовать в выборах. 19 марта 1911 года в Тамчинском дацане из десяти соискателей Даши-Доржо Итигэлов был избран XII Пандито хамбо-ламой, или, говоря проще, главой ламаистского духовенства Восточной Сибири и Забайкалья.

Уход из реальности

Вскоре новый Пандито хамбо-лама открыл ученикам тайну о своих трёх реинкарнациях. Они уже знали, что Итигэлов — это перерождение самого первого хамбо-ламы Заяева, принёсшего буддизм в Бурятию и на Алтай. Этот человек прожил 75 лет и перед смертью предсказал, что вернётся через этот же срок. Именно в указанном году и родился Итигэлов. Уже в наше время в Иволгинском дацане была найдена рукопись Итигэлова, где он написал о своих 12 реинкарнациях: пяти в Индии, пяти в Тибете и двух в Бурятии.
В начале 1913 года Итигэлов получил приглашение из Петербурга на празднование 300-летия дома Романовых. В столице глава буддистов провёл молебен за благоденствие императорской династии в строящемся дацане «Гунзэ-чойнэй». Позднее Николай II наградил его орденом Святого Станислава.
Незадолго до Октябрьской революции 65-летний хамбо-лама в связи со слабым здоровьем решил сложить с себя свои обязанности. Скорее всего, старик предвидел трудные времена для буддизма и страны в целом. Подтверждением надвигающегося хаоса стали события в Тамчинском дацане. Вернувшиеся с фронта буряты устроили там беспорядки. Узнав об этом, старик вскочил на коня и, по легенде, поскакал по поверхности Белого озера. Потом он спрыгнул в воду, и та расступилась перед ним. По сухому дну лама добрался до дацана, а когда вышел на берег, воды вновь сомкнулись. Поднявшаяся волна смыла часть святотатцев, остальные сбежали.
В 1921 году Итигэлов встретился с основателем буддийского храма в Петербурге Агваном Доржиевым. Последний вернулся из Монголии, где произошла революция. Итигэлов сожалеюще вздохнул: «Зря вы сюда вернулись. Лучше бы вы остались за границей. Скоро начнутся аресты лам. Попадёте к ним в руки — в живых они вас не оставят». Доржиев, надеявшийся на перемены к лучшему, спросил в ответ: «Почему не уезжаете сами?». Итигэлов ответил: «Меня они не успеют взять».
Что имел в виду старик, стало ясно через шесть лет. 15 июня 1927 года, приняв позу лотоса, он сказал ученикам: «Вы навестите и посмотрите моё тело через 75 лет». Потом он попросил их прочесть «Нуга Намши» — молитву-благожелание по усопшему. Никто не решился сказать её перед живым учителем. Тогда он сам принялся читать «Нуга Намши», и ученики невольно начал повторять. Войдя в состояние медитации, мудрый старик вскоре впал в транс. Ученики поместили его тело в кедровый куб и закопали в землю в урочище Хухэ-Зурхэн.

Необъяснимый феномен

Спустя 28 лет, в 1955 году, XVII Пандито хамбо-лама Лубсан-Нима Дармаев распорядился извлечь из земли тело Итигэлова. По завещанию это нужно было сделать только в 1957-м, но сильный ураган показался буддистам знаком к действию. Удивительно, но в кедровом кубе они нашли тело ламы без всяких признаков разложения. Проведя обряды и сменив одеяние, ламы вновь погребли Итигэлова. В 1973 году XIX Пандито хамбо-лама Жамбал-Доржи Гомбоев извлёк куб с телом предшественника, и вновь оно поразило всех нетленностью.
7 сентября 2002 года XXIV Пандито хамбо-лама Дамба Аюшеев нашёл место погребения Итигэлова, и через три дня ламы извлекли из земли куб с его телом. Судмедэксперт, присутствовавший при эксгумации, отказался единолично проводить исследования, не желая быть осмеянным коллегами.
Когда из столицы Бурятии прибыли ещё два опытных эксперта, они составили акт, в котором было зафиксировано: «Какие-либо посторонние ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от трупа не определялись… Мягкие ткани трупа туго эластичной консистенции, подвижность в суставах сохранена. Волосяной покров на голове, ногтевые пластинки сохранены. Поза трупа при извлечении последнего из короба сохраняется без использования каких-либо поддерживающих и фиксирующих приспособлений. Каких-либо следов, свидетельствующих о ранее произведённом вскрытии полостей тела с целью возможной бальзамации или консервации, а также каких-либо повреждений, следов ранее перенесённых травм, оперативных вмешательств, заболеваний на теле трупа не обнаружено».
Исследовать феномен нетленности Итигэлова взялись специалисты Российского центра судмедэкспертизы. По их просьбе буддийские власти предоставили им два миллиграмма биологических образцов ламы: волосы, частицы кожи, срезы двух ногтей. Инфракрасная спектрофотометрия показала, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики. Но на вопрос «Можно сказать, что лама жив?» заслуженный врач России профессор Виктор Звягин, проводивший исследования, дал однозначный ответ: «Нет. Температура тела ниже 20 градусов — абсолютный признак смерти».
В индуистско-буддистских практиках есть специальные методики для сохранения нетленности тела: регулировка дыхания, специальная диета, очистительные процедуры, медикаментозная поддержка. Но не всем удаётся их постичь. Вероятно, Итигэлов, будучи практикующим буддистом высокого уровня, сумел подготовить тело к нетленности. В любом случае объяснить это феномен наука пока не в состоянии.
Поднявшийся вокруг нетленности тела Итигэлова ажиотаж дал повод для спекуляций. Поэтому по распоряжению хамбо-ламы Дамбы Аюшеева с января 2005 года все исследования нетленного ламы были приостановлены. Но верующие могут и сегодня узреть духовного учителя в той же позе лотоса в Иволгинском дацане.

Знаете ли вы что…

Исследования показали, что концентрация брома в теле ламы Итигэлова превышает норму в 40 раз

Саркофаг для монаха

Даши-Доржо Итигэлов — далеко не единственный пример буддийских праведников, с телами которых после смерти происходят удивительные вещи. В 1970-х годах в Таиланде умер 79-летний монах Луанг Пхо Даенг, который предсказал, что после смерти его тело мумифицируется само собой. Так и произошло. Сейчас мумия стоит в стеклянном саркофаге в монастыре Кхунарам надетрове Самуй. На протяжении десятков лет она не подвержена разложению.



ПОДЕЛИСЬ!